Какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный? Плюсы и минусы каждого типа

Часто возникает полемика на тему: какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный. В интернете очень много информации на этот счёт. Но мы решили сегодня расставить всё по полочкам и, наконец, разрешить извечный вопрос.
Какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный? Несколько лет назад аналитики начали прогнозировать скорую «кончину» стареньких свинцовых элементов и вытеснение их из рынка гелевыми. Но, как ни странно, этого до сих пор так и не произошло. Почему так? Давайте постараемся разобраться в этом.
Кислотный аккумулятор
Имеет простую традиционную конструкцию — шесть изоляционных банок, в каждой из которых находится по одному пакету пластин, наполненных жидким электролитом. В его состав входит серная кислота и дистиллированная вода, в соотношении 35%/65%. Именно благодаря электролиту и накапливается заряд. После того, как электролит наполнился, аккумулятор уже может не только получать, но и отдавать энергию. Логично, что после разрядки элемент опять нужно заряжать. В автомобилях с этим нет никаких проблем — подзарядка происходит автоматически от генератора.
Достоинства:
- Сравнительно низкая стоимость: средняя цена кислотных аккумуляторов – 2500 рублей, а «навороченный» можно взять за 5000 рублей.
- Продолжительный срок службы, составляющий обычно не менее 5 лет.
- Широкий ассортимент и большая конкуренция, что, несомненно, влияет на качественность продукции.
- Существует разновидность кислотных аккумуляторов, которые не требуют абсолютно никакого ухода за собой.
- Весьма устойчивы к перезарядам.
- Отлично заряжаются даже при повышенном токе и напряжении.

Недостатки:
- Срок службы обычно не превышает 2-3 года (имеются в виду самые дешёвые).
- Необходимо постоянно следить за уровнем электролита.
- В случае разрядки зимой может замёрзнуть.
- Выкипание электролита может негативно сказаться на клеммах АКБ, которые окислятся.
- Пластины элемента могут осыпаться.
- Устанавливать кислотный аккумулятор можно только вертикально. В других положениях он работать не будет.
- Категорически не рекомендуется устанавливать его в салоне, так как от аккумулятора исходят вредные испарения.
Да, конечно недостатки могут повергнуть в шок начинающих автомобилистов. Но, на счастье, не всё так страшно, и кислотные аккумуляторы сейчас устанавливаются на 90 % отечественных автомобилей.
Гелевый аккумулятор
Конструктивно он выглядит весьма прогрессивным и инновационным. Что касается общих моментов с кислотным, то гелевый также имеет шесть банок и, соответственно, шесть пакетов пластин. Используемый здесь свинец повышенной очистки, что значительно уменьшает его внутреннее сопротивление. В качестве электролита применяется гель, который сразу после наполнения аккумуляторных банок твердеет. Испарения и осыпания в гелевых элементах исключены, что делает их очень надёжными и безопасными.

Достоинства:
- Скорость зарядки намного выше.
- Высокий показатель отдачи тока — до 1000 Ампер.
- Отсутствие вредоносных и пожароопасных испарений.
- Гелевый аккумулятор можно устанавливать в любом положении, главное не повредить клеммы.
- Хорошо переносит глубокую разрядку.
- Даже при длительных простоях, емкость аккумулятора не уменьшается.
- При правильном и своевременном уходе, может находиться в эксплуатации до 15 лет.
Недостатки:
- Стоимость гелевого аккумулятора в 2-3 раза превышает стоимость его кислотного конкурента.
- Боится перенапряжения, и если подать на него 15 Вольт и больше, то может выйти из строя.
- При температуре -50 и ниже электролит замерзает. Однако, это нельзя назвать таким уж большим недостатком, так как температурные показатели действительно экстремальные, и такое редко можно встретить даже в России.
Способен нормально функционировать только со вспомогательными элементами контроля заряда. Несмотря на большое количество достоинств, недостатки также не дают о себе забывать. Особенно неприятным кажется момент, что гелевый аккумулятор может нормально выполнять свои функции только в паре с точной, дорогостоящей электроникой.

Вывод
Как бы там ни было, эксперты рекомендуют пока повременить с установкой гелевых аккумуляторов. Во-первых, в соотношении «цена/качество» лучше выглядят свинцовые элементы. Во-вторых, гелевые аккумуляторы не обслуживаются на многих автосервисах. Поэтому, на вопрос какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, можно дать однозначный ответ — конечно же, это старый добрый «кислотник». Это вовсе не значит, что гелевые аккумуляторы плохие и некачественные, просто их время еще не пришло. Не исключено, что ситуация кардинально поменяется через лет 5, когда автомобильные технологии выйдут на новый уровень. Ну а пока лучше остановить свой выбор на кислотных элементах.