Как проверить шаровую опору? Причины выхода из строя опоры
Многие автомобилисты слышали о шаровой опоре, но, как проверить шаровую опору и в каком месте она находится, не имеют понятия.
Что такое шаровая опора?
Как проверить шаровую опору? Ответить на этот вопрос не получится, не имея специальных знаний. Шаровая опора — это механизм в автомобиле, соединяющий рычаг подвески со ступицей на ведущем диске колеса. Ее основная задача состоит в развороте ступицы от изначального расположения колеса относительно горизонтального положения во время вертикального передвижения.
Конструкция опоры — это палец в виде конуса с круглым либо грушевидным окончанием, способным к вращению и при этом раскачиванию углов в опоре. Корпус фиксируется шурупами либо прессуется к ступице. В этом варианте опора обычно меняется одновременно с рычагом.
Сегодня в узлах, как правило, установлена монолитная система. Здесь, после крепления ступицы, корпус заливается. Различного вида прокладки размещаются между ступицей и корпусом. Эти прокладки работают по принципу подшипника качения, создавая крутящий момент с определенным давлением. В отечественных авто могут находиться и иные виды опор, так называемые разборные. Здесь люфты убираются благодаря подкручиванию крышки.
Причины выхода из строя опоры
Во время работы опоры испытывают существенное давление. С учетом их месторасположения и вида подвески, опоры несут основную часть всего веса авто, а также постоянно принимают на себя удары, которые происходят во время езды.
Главной причиной выхода из строя опоры считается износ соприкасающихся частей, что, в свою очередь, может приводить к расширению зазора на участке между ступицей и корпусом. То есть, ступица просто прокручивается или расшатывается.
Когда износ значительный, то давление на опору может приводить к тому, что ступица вырывается из корпуса. То есть, она не может держать колесо, и авто может просто упасть на дно.
Увеличение зазора объясняются такими факторами:
- Повышается динамическое давление при езде на низкой скорости по плохим трассам;
- Обычный износ одновременно со старыми материалами;
- В рычаге закончилась смазочная жидкость;
- Нарушается целостность пыльника или корпуса защиты, то есть, в зазор проникает мусор и влага, что усиливает коррозию.
Основные признаки выхода из строя опор:
- При высоком усилии на рулевое колесо, во время разворота, появляется скрип впереди авто;
- Если едете по плохой трассе с невысокой скоростью и слышен стук;
- Резина на колесах стерта неравномерно;
- Ведущие колеса виляют, и авто перемещается неустойчиво по ровной дороге.
Как выявить поломку опоры?
Увы, стенды не все время могут выявить состояние этого узла. Определить его можно традиционными методами — по звуку или на ощупь. Когда проводится определение по звуку, то надо расшатать авто и послушать, что издает звук. Второй вариант чуть трудней. Чтобы исключить ошибки во время определения, при выжатом до конца тормозе (так, исключается люфт подшипников) колесо надо раскачивать вручную. Для чего необходимо за него взяться в самом низу и верху. Если люфт до сих пор слышен, то в узле появился зазор, и его надо менять. Но вот для выявления уровня износа желательно применять специальные устройства.
Например, в автомобилях ГАЗ есть отверстие для контроля, расположенное снизу корпуса. Для определения требуется глубиномером либо штангенциркулем сквозь отверстие померить под давлением дистанцию между наружной частью корпуса и краем пальца. У ГАЗ данный показатель обязан быть около 12,7 мм.
Верхнюю опору люфта есть возможность померить специализированным прибором с датчиком, он должен быть примерно 0,9 мм.
Когда нет специальных приспособлений, можно приложить на корпус руку, но так, чтобы касаться ступицы и корпуса. Попросите кого-то раскачать колесо. Если присутствует люфт, то чаще всего он ощущается.
Как отремонтировать опору?
Тут возможны два варианта. В большинстве случаев ее меняют на новую. Установка опоры одновременно с рычагом для многих зарубежных авто является довольно дорогим удовольствием, поскольку стоимость одного рычага очень дорогая, а существуют авто, где находятся сложные конструкции (до 6 рычагов с одного края). Стоимость произведенных работ также будет очень большой для нижнего, и намного выше — для верхнего рычага. Именно по этой причине услуги мастеров, занимающихся реставрацией даже опор, заменяющихся в одновременно с рычагом, довольно популярны.
Эта работа вам обойдется гораздо дешевле, нежели покупка оригинальной опоры. Тем более, это относится к изделиям, поставляющимся одновременно с рычагами. Для их реставрации применяются несколько способов.
- Наиболее популярный — переделка опоры в разборную, реставрация пальца и установка новых прокладок.
- Чуть сложней технология — заполнение корпуса специальным материалом, который застывает в щелях. Залитые опоры вначале достаются, а после происходит замена не оригинальными изделиями.
Не забывайте, что эта экономия иногда является причиной неприятных случаев на трассе, чтобы этого не допустить, желательна все же замена новых деталей.
Пробег шаровой опоры
Время работы опоры будет зависеть от множества показателей, оно может быть в диапазоне от 25 до 150 тыс. км.
Значительно снижает «жизнь» опоры любая трещина в корпусе, которая приводит к прониканию в подшипник мусора и влаги. Чтобы не допустить поломку опоры надо следить за состоянием корпуса защиты. Желательно этим заниматься на автомобильном подъемнике. Чтобы конструкция дольше служила, и не появлялся вопрос, как проверить шаровую опору, нужно осторожней ездить по плохим дорогам и вовремя менять старые пыльники.