Как защитить автомобиль от вибраций и шума?
Шум в салоне транспортного средства не добавляет комфорта при поездке, утомляя как водителя, так и пассажиров. К сожалению, современные автопроизводители, в своем стремлении удешевить модели эконом-класса, не уделяют должного внимания вопросу шумоизоляции. Поэтому автовладельцам, желающим изменить подобную ситуацию необходимо знать, какие существуют материалы для шумоизоляции автомобиля.
Откуда шум в автомобиле?
Посторонние звуки могут проникать в салон транспортного средства из таких источников:
- Двери — отсутствие их обработки на производстве приводит к тому, что львиная доля посторонних звуков проникает в салон именно этим путем.
- Колесные арки — сами по себе они не шумят, но создаваемая этими элементами вибрация распространяется на другие детали авто, которые вызывают шум;
- Пол — еще один существенный источник, за счет своей большой площади и непосредственной близости к вибрирующим узлам.
- Потолок — издает шумы только на высокой скорости или же в дождливую погоду.
- Капот.
- Багажник.
Классификация шумоизоляционных материалов
Все материалы шумоизоляции авто делятся на такие виды:
- виброизоляционные — первый слой, способствующий снижению амплитуды колебания панелей, чем уменьшают вибрацию;
- шумоизоляционные — второй слой, призванный поглощать звуковые волны из воздушной среды, чем, собственно, и убирает посторонний шум;
- звукоизоляционные — отражают тепловые и звуковые волны;
- антискрипы — предназначены для удаления скрипов, которые возникают при соприкосновении твердых элементов между собой;
- жидкие составы ШВИ — используются для обработки наружной поверхности авто, обладают антигравийными, антикоррозийными свойствами, оказывают шумо- и виброизоляционный эффект.
Каждый из видов выполняет определенные задачи, а комплексное их применение помогает максимально устранить все ненужные посторонние звуки.
Виброизоляционные материалы
Материалы для виброизоляции могут быть битумными, мастичными, мастично-битумными, а также с фольгой или без. Наибольшим спросом пользуются;
- БиМаст Бомб — изготовлен на основе мастики и битума, сверху покрыт фольгой. Чтобы избежать утяжеления конструкции, рекомендуется обработка площади не более 40-50%. При нанесении требуется дополнительный разогрев.
- БиМаст Супер — не отличается по техническим характеристикам от предыдущего вида, при этом является более легким. Фольга отсутствует, ее заменяет бумажный слой.
- БиМаст Стандарт — характеризуется упругостью и гибкостью, не требует (но и не исключает) дополнительного подогрева. Верхняя часть основы выполнена из нетканого материала.
- Вибропласт М1 и М2 – изготовлен из полимерных компонентов и алюминиевой фольги. Модель М2 оснащена дополнительным клеящим слоем. Хорошо держит форму, не отличается сложностями в процессе монтажа. Устойчив к воздействию химических и биологических агрессивных веществ. Превращает механическую энергию в тепло, что способствует гашению шумов и вибраций.
- Вибропласт Голд — отличается легкостью, а также возможностью установки на любые поверхности.
- Шумофф М4 – применяется для устранения шумов в колесных арках или в перегородке моторного отсека.
Шумоизоляционные материалы
Такие материалы считаются тяжелыми, но при этом самыми эффективными. Самыми популярными являются:
- Шумофф Гарметон. Этот материал очень похож на поролон, но при этом его шумоизоляционные свойства очень сильны. Термостойкая, плохо впитывает влагу. Структура продукта позволяет не торопиться при его монтаже, а также способствует полному заполнению всего необходимого пространства.
- Гарметон А15 – характеризуется наличием тех же свойств, что и у предыдущего материала, отличается рельефной поверхностью, дополнительно рассеивающей звуки.
- Микс Ф и Шумофф Микс — аналоги заводских шумоизоляционных материалов, которые применяются для автомобилей премиум-класса. Изготовлены на битумной основе. Процесс установки их очень прост — достаточно нагреть материал до температуры 150 °С (можно использовать строительный фен), и он уже готов к закреплению. Микс Ф монтировать еще проще — он имеет самоклеющуюся основу, прикрытую подложкой из вощеной бумаги.
- Шумофф М2 и М3 – обеспечивают дополнительную защиту обработанных участков от механических повреждений благодаря защитному слоя из толстой алюминиевой фольги. Звукопоглощающий эффект обеспечивают полимерные компоненты. Рельефная поверхность придает изделию дополнительную жесткость, а монтаж очень прост за счет клеящей каучуковой основе.
Звукоизоляционные материалы
Эта группа отличается демократичной стоимостью, устойчивостью к влаге и способностью хорошо сохранять тепло. Но специалисты не рекомендуют использовать для шумоизоляции материалы подобного типа в качестве самостоятельных — это будет малоэффективно. Лучше установить их вторым, после шумоизоляции, пластом, или же использовать на наружных поверхностях кузова. Выбирать звукоизоляцию лучше из следующих видов:
- Сплэн — пенополиэтиленовый материал, обладающий хорошей эластичностью и теплопроводимостью. Оснащен клеевым слоем, благодаря которому легко и надежно крепится к поверхности. При монтаже желательно стараться избегать поклейке небольшими кусочками — чем меньше стыков образуется, тем эффективнее будет функционировать данная защита.
- Барьер 4 или 8КС — отличается долговечностью и повышенным сопротивлением механическому воздействию.
- Флекс 6 – изготовлен из синтетического каучука, отличается трудновозгораемостью и возможностью установки даже на искривленные поверхности.
Антискрипы
Зачастую автомобилисты используют в качестве антискрипа поролон, уплотнители для окон или пластилин — словом, любые материалы, что характеризуются мягкостью и способностью предотвратить появление скрипов при трении элементов автомобильного салона. Но применение подобных материалов не всегда оправдывает себя, поскольку они не долговечны и не устойчивы к воздействию окружающей среды. Какая же существует альтернатива? Наилучшим образом зарекомендовали себя:
- Битопласт Голд — оказывает шумоизоляционный и уплотнительный эффект. Отлично сжимается и разжимается, то есть способен хорошо поджимать соприкасающиеся детали.
- Маделин — представляет собой плотную материю с клеевой основой. Применяется в области стыков и минимальных зазоров. Бывает черным или серым, выглядит достаточно эстетично.
- Бипласт — эластичный и гибкий, предназначен для установки на пластиковых панелях. Оснащен самоклеящимся слоем.
Нанести антискрип на авто очень просто — необходимо вырезать по форме соприкосновения обрабатываемых деталей, после чего снять подложку и приклеить на одну из них.
Жидкие составы ШВИ
Это мастичные вещества, предназначенные для обработки днища и арочного пространства. Наиболее часто используются:
- Nuxodol 3100 – водостойкая и антиабразивная шумопоглощающая полимерная паста. Наносится на металлические и пластиковые поверхности при помощи кисти или валика. Высыхает в течение 6 часов. После полной полимеризации (7-14 дней) превращается в твердую пленку.
- Динитрол 479 – основным компонентом является синтетическая резина. Действует одновременно в трех направлениях — защищает днище от коррозии, выполняет антигравийные функции и теплоизолирует. Наносится при помощи кисти, распылителя или шпателя.
Положительные и отрицательные стороны шумоизоляции
Качественная шумоизоляция не только способствует снижению посторонних звуков, но и выполняет следующие функции:
- улучшение звучания акустики;
- повышение теплоизоляционных свойств – в холодное время гола авто медленнее остывает, а в теплое — медленнее нагревается;
- дополнительная защита против коррозии.
К негативным моментам относятся:
- увеличение массы транспортного средства до 50 кг;
- повышение расхода топлива;
- неправильная установка может спровоцировать постороннее поскрипывание;
- провисание двери;
- необходимость полного или частичного демонтажа обивки салона.
Тонкости выбора
Большинство автовладельцев задаются вопросом — какую шумоизоляцию выбрать для автомобиля? Руководствоваться необходимо такими критериями:
- КМП (коэффициент механических потерь) – чем он больше, тем лучше;
- удельный вес;
- толщина армирующего покрытия;
- токсичность;
- пластичность;
- предназначение;
- возможность наклеивания на криволинейные плоскости;
- сложность монтажа;
- необходимость дополнительного теплового воздействия.
Избежать сложностей при выборе шумоизоляции можно, разобравшись, для каких целей используется тот или иной материал, а также соблюдая баланс необходимых качеств.